Как писать интервью, если ты не журналист
Здравствуйте, коллеги. Привет, друзья. Хотите узнать, что думают знаменитые копирайтеры о везении на хорошие заказы? Интересуетесь, работают ли они по ночам и делают ли ошибки в текстах? Есть ли у них ученики и кого они считают своими учителями? Нет, я вам это рассказывать не буду. Но поделюсь секретом, как это все узнать. Другими словами – как писать интервью, если ты не журналист.
Со времени появления СМИ этот вид статей всегда пользовался особой популярностью среди людей. Логично, что лучше от человека лично узнать подробности, чем читать перефразированные кем-то мысли. Из офлайновых СМИ этот вид журналистики перекочевал в интернет. Теперь на сайтах и блогах все чаще встречаются интервью со звездами спорта, эстрады, лидерами отечественного бизнеса и не только с ними. Всемирная паутина стерла не только географические границы. Отличное изобретение – социальные сети. С их помощью мы можем написать любому интересующему нас человеку, задать ему вопросы, и получить ответы. Правда, это будет зависеть от того, насколько животрепещущие вопросы вы зададите. Но об этом чуть позже.
Телевидение
Открытие и широкое распространение телевизионного вещания кардинальным образом изменило способы распространения информации в обществе. К этому мощнейшему достижению причастен и Борис Львович Розинг, который в июле 1907 года подал заявку на изобретение «Способа электрической передачи изображений на расстояния». Борису Львовичу удалось успешно передать и получить точное изображение на экране пока ещё простейшего устройства, бывшего прототипом кинескопа современного телевизора, которое ученый назвал «электрическим телескопом». Среди тех, кто помогал Розингу с опытом, был тогда ещё студент Санкт-Петербургского Технологического института Владимир Зворыкин – именно его, а не Розинга, через несколько десятилетий назовут отцом телевидения, хотя в основе работы всех воспроизводящих телевизионных устройств лежал принцип, открытый Борисом Львовичем в 1911 году.
Кто приходит в ДК «Рассвет»
К нам приходят самые разные люди. В принципе у нас и была изначально задача смешать аудитории, чтобы ДК стал таким хабом, точкой входа в современную культуру. В мирное время у нас была очень разнообразная программа: и театр, и лекции, и кино, и современный танец, и разная музыка, в том числе современная академическая, но не только, и саунд-арт, и поэтические вечера.
Мы хотели, чтобы публика, которая ходит на одно, но не ходит на другое, постепенно перемешивалась, привыкала, что нечто соседнее тоже может оказаться любопытным.
Все сидят в своих субкультурных пузырях. Современная академическая музыка представляется многим таким герметичным гетто, хотя это довольно большая сфера. Или они думают, что поэтические тусовки — какой‑то отдельный мир, новый русский джаз — совершенно другая сцена.
У нас был концерт фри-джазовой группы «Петяев-Петяев», и, кажется, на нем должна была быть какая‑то совсем другая аудитория, но в моем плейлисте такая музыка прекрасно соседствует с Бахом. Почему бы не поставить их рядом и в концертной программе!
Понятно, что есть люди, которые в консерваторию просто не пойдут. По разным причинам, но они чувствуют, что это немножко не их место: и публика не их, и не совсем комфортно, и кажется, что надо быть каким‑то знатоком, и все это очень недружелюбно оформлено — кто и что играет, какие произведения. Как в этом сориентироваться? Мы в этом смысле работаем как кураторы и упрощаем человеку вход в мир музыки.
Искусственное сердце
Имя Владимира Петровича Демихова связано не с одной операцией, которая совершалась впервые. Удивительно, но Демихов не был врачом – он был биологом. В 1937 году, будучи третьекурсником биологического факультета Московского государственного университета, он создал механическое сердце и поставил его собаке вместо настоящего. Собака жила с протезом около трех часов. После войны Демихов устроился в Институт хирургии Академии медицинских наук СССР и создал там небольшую экспериментальную лабораторию, в которой начал заниматься исследованиями по пересадке органов. Уже в 1946 году он первым в мире осуществил пересадку сердца от одной собаки другой. В том же году он тоже впервые провел пересадку собаке сердца и легкого одновременно. И что самое главное – собаки Демихова жили с пересаженными сердцами по несколько суток. Это был настоящий прорыв в сердечно-сосудистой хирургии.
Атомная и водородная бомба
Академик Игорь Васильевич Курчатов занимает особое место в науке ХХ века и в истории нашей страны. Ему – выдающемуся физику – принадлежит исключительная роль в разработке научных и научно-технических проблем овладения ядерной энергией в Советском Союзе. Решение этой сложнейшей задачи, создание в cжатые сроки ядерного щита Родины в один из наиболее драматических периодов истории нашей страны, разработка проблем мирного использования ядерной энергии было главным делом его жизни. Именно под его началом создается и успешно испытывается в 1949 году самое страшное оружие послевоенного времени. Без права на ошибку, иначе – расстрел… А уже в 1961 году группой физиков-ядерщиков лаборатории Курчатова было создано самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества — водородная бомба АН 602, за которой тут же закрепилось вполне уместное историческое название — «царь-бомба». При испытании этой бомбы сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.
Телеграф
Человечество всегда искало способы максимально быстрой передачи информации от одного источника другому. Огонь, дым от костра, различные комбинации звуковых сигналов помогали людям передавать сигналы бедствия и другие чрезвычайные сообщения. Развитие этого процесса – бесспорно, одна из важнейших задач, стоящих перед миром. Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году, представив его в своей квартире. Он придумал определенную комбинацию символов, каждой из которых соответствовала буква алфавита. Эта комбинация проявлялась на аппарате черными или белыми кружками.
Каково сейчас музыкантам?
Музыкантам во многом сложнее, чем нам. Потому что, с одной стороны, чтобы хорошо играть, нужно репетировать и иметь какой‑то внутренний настрой.
С другой стороны, профессия пекаря — печь, а профессия музыканта — играть музыку. И тут он, конечно, вступает на очень сложный путь. Что значит играть музыку, когда падают бомбы? Какую музыку? Кому? В каком контексте? Где ты можешь себе позволить это делать, а где — нет? Тут много вопросов, опасений и тревог.
Единственное, что музыканты, мне кажется, по-прежнему чувствуют, — музыка многим нужна. Просто кто‑то решил, что он не может больше делать это в России, а кто‑то очертил для себя какие‑то условия. В то же время это их профессия, то, что составляет смысл их жизни, и они, конечно, хотели бы продолжать.
Разумеется, под каждым моим ответом нужно делать сноску, что все эти сложности не идут ни в какое сравнение со страданиями людей, которые гибнут, вынуждены покидать свои дома, становиться беженцами. Вообще, я считаю, что никакая культура не стоит жизни людей.
Защита данных по модели Data Trusts
По данным Accenture, за время пандемии количество кибератак заметно выросло. Только первой половине 2020 года было взломано 36 млрд учетных записей и аккаунтов. Мы стали хранить гораздо больше данных в Сети, работать онлайн и пользоваться корпоративными сервисами с личных устройств. В итоге многие компании пострадали от утечек и вынуждены были усилить кибербезопасность.
Но причина утечек может быть не только в слабой защите данных, но и в том, что сама модель их сбора и хранения устарела. Data Trusts — «доверительное хранение данных» — новый подход, который может все изменить. В этом случае создается особый доверительный фонд, который хранит и управляет данными людей по их поручению и от их имени.
По словам представителей Mozilla, принцип доверительного управления данных подразумевает, что вы передаете свои данные тому, кто распоряжается ими в ваших же интересах. При этом все данные хранятся в одном месте, а сервисы, которыми вы пользуетесь, получают к ним доступ на ваших условиях. Доверительный фонд несет полную юридическую ответственность за соблюдение ваших интересов и приватности.
Как полиция сорвала концерт Алексея Любимова?
13 апреля Алексей Любимов играл произведения Шуберта и Валентина Сильвестрова в ДК «Рассвет». В конце его выступления пришла полиция по причине того, что здание якобы заминировано. Любимов все-таки успел доиграть концерт
Мне кажется, что ощущение, что «что‑то такое» может произойти сейчас у любого, кто занимается культурой, откуда угодно и по поводу чего угодно может прилететь.
До того вечера у нас было два концерта, где два вечера подряд звучала музыка Сильвестрова, и не было ни намека, что кого‑то это может взволновать.
Тут еще надо добавить, что вообще Валентин Сильвестров — далеко не самый известный композитор на свете, он, конечно, глубоко недооценен.
Это композитор из круга советских авангардистов, из компании Пярта, Денисова, Шнитке, Кнайфеля, Губайдулиной. И из них всех он наименее известен, хотя внутри этой компании все его всегда считали и считают безусловным гением. Это человек, абсолютно погруженный в музыку, лишенный каких бы то ни было способностей к саморекламе.
Поэтому многие музыканты и слушатели так удивились, узнав, что именно концерт с музыкой Сильвестрова оказался сорван. Казалось, он проходит где‑то ниже радаров. Отчасти поэтому мы практически не волновались.
Вроде бы музыка украинских композиторов у нас не запрещена? Нет пока такой идеи, что музыка, написанная на территории Украины, не может в России звучать? Это же, напротив, Россия бесконечно обижается на то, что русскую музыку якобы отменили на Западе? Не говоря уже о том, что концерт, о котором мы говорим, — это песенный цикл, написанный Сильвестровым в начале 1980-х, романсы на стихи русских поэтов… Что с этим может быть не так? В общем, мы были настороже, но не то чтобы прямо боялись.
Накануне была какая‑то неприятная возня в чате нашего телеграм-канала. Но мы их проигнорировали. И кончилось все телефонным звонком, что зал заминирован. Приехала полиция.
Нам, конечно, повезло, что первое отделение прошло, ведь концерт мог вообще не случиться. Ну и решение сыграть Сильвестрова в первом отделении — чистая случайность, в результате мы его послушали целиком, а прервано было исполнение Шуберта.
Полицейские, в общем, не проявляли особой агрессии. Они вошли в зал, стали просить зрителей покинуть здание. А так как у нас нет сцены и инструмент стоял буквально посреди зала, то они буквально на сцену и вышли, к роялю.
Причем Алексея Борисовича это только раззадорило, он все-таки всякое повидал за жизнь, так что не стал прерываться и доиграл до конца экспромт Шуберта, сорвав овацию. И как доиграл! Все это вместе было похоже на какой‑то перформанс.
В принципе мы отделались легким испугом. Что будет дальше, не знаю. В мае у нас будет еще один концерт Любимова, мы так и назвали его — «Анонимный». Что будет исполнять Алексей Борисович в компании скрипачки Лены Ревич, знает только он.
Самолёт Можайского
Над решением сложнейших задач по разработке самолета работали многие умы по всему миру. Многочисленные чертежи, теории и даже тестовые конструкции не давали практического результата – самолет не поднимал в воздух человека. Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский первым в мире создал самолет в натуральную величину. Изучив труды своих предшественников, он развил и дополнил их, используя свои теоретические познания и практический опыт. Его результаты в полной мере разрешали вопросы своего времени и, несмотря на очень неблагоприятную обстановку, а именно отсутствие фактических возможностей в материальном и техническом плане, Можайский смог найти в себе силы для завершения постройки первого в мире самолета. Это был творческий подвиг, навеки прославивший нашу Родину. Но сохранившиеся документальные материалы, к сожалению, не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.
Ракетно-космическая техника и практическая космонавтика
Имя Сергея Павловича Королёва характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего государства – эру освоения космического пространства. Первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции и многое другое непосредственно связано с именем академика Королёва – первого Главного конструктора ракетно-космических систем. С 1953 по 1961 год каждый день Королёва был расписан по минутам: одновременно он работал над проектами пилотируемого космического корабля, искусственного спутника и межконтинентальной ракеты. 4 октября 1957 года стало великим днём для мировой космонавтики: после этого спутник еще долгих 30 лет пролетал через советскую поп-культуру и даже прописался в Оксфордском словаре как «sputnik». Ну а о том, что произошло 12 апреля 1961 года, достаточно сказать «человек в космосе», ведь почти каждый наш соотечественник знает, о чем идет речь.
Любимые грабли
Когда я только начинала работать в редакции, мне казалось, что взять интервью — это самое простое задание:) Из этапа подготовки я использовала только один: составить список вопросов. Позже, анализируя работу более опытных коллег, поняла, что интервью — это концентрат профессионализма автора.
Мне нравятся интервью Владимира Познера. Он умеет показать глубину личности и ее ценности: отношение к славе, к деньгам, к власти, к любви и дружбе. Особенно, интересны выпуски, где журналист беседует с телеведущими, которые сами владеют профессиональными техниками интервью.
Вот для примера 3 интересные встречи Познера: с Тиной Канделаки, Земфирой и Михаилом Жванецким.
Попробуйте услышать, какие вопросы задает журналист во время интервью
С первого раза это не так просто, потому что профессиональный подход ведущего настолько увлекает, что внимание переключается на суть разговора, а не на его подачу
Как узнать неформат?
- Псевдоинтервью. Такой образец используют не очень компетентные специалисты пиар службы компании. Когда частые вопросы целевой аудитории оформляются в виде вопросов и ответов эксперта. Лучше подобную информацию оформлять в разделе FAQ или чек-листа по конкретной теме.
- Авторский комментарий. Наверняка вам встречались такие интервью, где точка зрения автора и вопрос перевешивают ответы эксперта. Создается впечатление, что автору важнее высказаться самому, чем получить информацию.
- Лесть. Таким форматом интервью грешат новички (особенно, на ТВ), которым посчастливилось пообщаться с человеком-легендой. Зритель ничего интересного не узнает из такой беседы. Слух будут резать фразы-клише: “супер-успешный человек”, “чрезвычайно талантливый…”, “мега известный …”. Такой уровень интервью с головой выдает наивность автора.
- Конфликт, сведение счетов с оппонентом. Чаще всего такой вид интервью используют для заказных политических интервью или с целью черного пиара в бизнесе.
Айтишников не интересуют поблажки
Российские власти прикладывают все усилия, чтобы удержать ИТ-специалистов в стране. О прямом запрете на выезд речи нет – вместо него государство прорабатывает различные меры поощрения.
Например, в начале марта 2022 г. Президент России Владимир Путин подписал указ о внедрении в России третьего пакета мер поддержки ИТ-отрасли. Одним из главных пунктов в нем стала отсрочка от армии, предоставляемая сотрудникам ИТ-компаний. Сами компании получили значительные налоговые льготы, к тому же теперь они могут рассчитывать на различные гранты и льготные кредиты.
На девушек-айтишников мера по отсрочке от российской армии не распространяется. Они тоже бегут из страны
Предвосхищая отток российских айтишников, власти упростили процедуру найма их иностранных конкурентов в российские ИТ-компании. Данная мера тоже прописана в третьем пакете мер поддержки. Однако пока компании не рапортуют об успешном рекрутинге зарубежных ИТ-специалистов
Владимир Макаров, ДИТ Москвы: За 10 лет ЕМИАС стал огромным брендом, объединившим 221 информационную систему
ИТ в госсекторе
Свою лепту в попытку не дать ИТ-кадрам покинуть страну вносят и российские банки. Как сообщал CNews, в марте 2022 г. всего лишь за несколько дней они вдвое увеличили число открытых ИТ-вакансий в своих подразделениях. То же сделали и различные госведомства.
Однако пока все эти меры результатов не приносят. Из страны уезжают ИТ-специалисты из разных сфер, в том числе и «безопасники». В середине марта CNews писал, что уезжают даже не только отдельные кадры, но и целые фирмы. Почти треть ИБ-компаний, работающих в России, собирается в ближайшем будущем покинуть страну и взять с собой персонал. Признаки острой нехватки «безопасников» в стране проявились еще в декабре 2021 г. Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов заявил тогда, что стране не хватает 20 тыс. таких кадров.
Уже в ноябре 2021 г., задолго до спецоперации и последовавших за ним санкций, было видно, что в стране назревает кризис с ИТ-кадрами. Еще тогда большинство специалистов были готовы уехать из страны или работать на иностранную компанию, и основной причиной были именно деньги. Работники не хотели мириться с экономической ситуацией в стране и, наоборот, хотели больше зарабатывать, чтобы повышать уровень своей жизни, не завися от российской экономики.
«Зеленый» водород
«Зеленый» водород сегодня является частью глобальной мировой стратегии по снижению углеродного следа и переходу на возобновляемые источники энергии. Вместе с электрокарами водородные двигатели призваны стать главной альтернативой транспорту на дизельном топливе.
«Зеленый» водород получают экологически чистым способом без применения атомной энергии и природного газа. Самый безвредный метод — электролиз, когда через воду пропускают электрический ток. Это позволит избавиться от 830 млн т вредных выбросов углекислого газа в год — последствия неэкологичного производства водорода.
Сейчас, когда стоимость солнечной и ветровой энергии стремительно падает, появился шанс на массовое внедрение еще и водородной энергетики. В связи с этим Европа начала создавать необходимую инфраструктуру и производство на базе электролиза.
Зеленая экономика
Водородная энергетика России и Европы: перспективы рынка на $700 млрд
IEA (Международное энергетическое агентство) рекордный рост электролиза для производства зеленого водорода. Оно прогнозирует, что к 2030 году цена на водородное топливо упадет, как минимум, на 30%, что сделает его таким же доступным, как и другие виды топлива.
Еще до COVID-19 ускорились продажи автомобилей с водородным двигателем, однако сейчас многие производственные мощности замедлились или вовсе остановлены. После пандемии именно водородные технологии могут помочь восстановлению экономики.
По данным Allied Market Research, рынок транспортных средств на водородных топливных элементах достигнет $42 млрд к 2026 году, при среднегодовом темпе роста 66,9%. Его подстегнут растущие экологические проблемы и международные инициативы по их решению, а также — потенциал технологии наряду с электрокарами.
Автомобили на водородном двигателе уже выпускают Toyota, Honda, Hyundai, Audi, BMW, Ford, Nissan, Daimler. В Калифорнии построят 100 водородных заправочных станций, а к 2025 году здесь планируют довести количество автомобилей с нулевым уровнем выбросов до 1,5 млн.
Airbus объявила о планах ускорить разработку коммерческих реактивных самолетов с водородным двигателем и полностью отказаться от использования гибридных двигателей. Это значит, что к 2035 году появятся первые самолеты с нулевым уровнем выбросов.
Что будет дальше с русской культурой?
Никакая отмена русской культуре не грозит (по крайней мере, в долгосрочной перспективе), и думать сейчас надо не об этом. Но есть парализующая мысль более общего толка: есть ли вообще ценность у того, что мы делаем? Есть ли ценность у культуры вообще?
Всегда считалось, что культура — это какой‑то страховочный трос, сетка, которая не позволяет свалиться в совсем уж звериное состояние. И каждый раз, когда что‑то такое происходит, кажется, что это полная ерунда и самообман, что никакая культура никого ни от чего не спасает и не спасла. И, может быть, не спасет. Значит, все, чем мы занимаемся, не имеет никакого смысла.
И все же мы видим на концертах глаза людей, для которых это очень важно — есть и такая сторона. И ты находишься в этих мыслях постоянно
Вообще, если немного попустятся те, кто возносил «русскую культуру» на некий гигантский пьедестал, это будет только к лучшему.
Если мы обнаружим и будем ценить многообразие мира, в котором мы живем, и кого‑то слегка отпустят имперские амбиции, то это будет очень хорошо. Более того — это необходимо.
Другое дело, что я не вижу совершенно никакого простого или сложного способа этого достичь. Мне кажется, все до последнего будут держаться за эту мысль, потому что если ее отпустить, то у многих вообще ничего не останется.
Какая‑то деколонизация культуры, которая нас окружает, нужна, в этом нет никаких сомнений. Но многие будут биться до последнего, несмотря ни на что. Думаю, их в результате ждет жестокое разочарование, все это кончится внутренним опустошением, а если не будет лекарства — очередным ресентиментом.
Электродвигатель
Борис Семенович Якоби, архитектор по образованию, в возрасте 33 лет, будучи в Кенигсберге, увлекся физикой заряженных частиц, и в 1834 году он делает открытие – электродвигатель, работающий по принципу вращения рабочего вала. Мгновенно Якоби становится знаменитым в ученых кругах, и среди многих приглашений на дальнейшее обучение и развитие он выбирает Петербургский университет. Так, вместе с академиком Эмилием Христиановичем Ленцем он продолжил работу над электродвигателем, создав еще два варианта. Первый был предназначен для лодки и вращал гребные колеса. С помощью этого двигателя судно легко держалось на плаву, двигаясь даже против течения реки Невы. А второй электродвигатель был прообразом современного трамвая и катил по рельсам человека в тележке. Среди изобретений Якоби можно отметить также гальванопластику – процесс, который позволяет создавать идеальные копии исходного предмета. Это открытие повсеместно применялось для украшений интерьеров, домов и многого другого. Среди заслуг ученого также числится создание подземных и подводных кабелей. Борис Якоби стал автором около десятка конструкций телеграфных аппаратов, а в 1850 году изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, который работал по принципу синхронного движения. Это устройство было признано одним из крупнейших достижений электротехники середины XIX века.
Жанр с характером
Цель интервью — показать личность через беседу. И самая главная задача общения — разговорить эксперта или лидера мнений так, чтобы получить эксклюзивную информацию из первых рук. Резонанс интервью зависит от того, кто его проводит и как.
Чем же отличается интервью от других жанров?
Особенности интервью:
Опрос эксперта или лидера мнений. В отличие от репортажа, где акцент в тексте делается на описание события, интервью интересно благодаря личности.
Цель — дать уникальную информацию
Именно поэтому важно вывести собеседника за границу заготовленных ответов и шаблонных фраз. Суметь задать неудобные вопросы или разговорить так, чтобы собеседник делился самым сокровенным.
Узкий угол подачи
Задача журналиста или интервьюера найти новый угол подачи общения с публичным человеком. Например, сделать интервью с актрисой кино и театра для женского журнала и показать ее как жену и маму.
Точность передачи информации. Часто цитаты собеседника выносят в заголовок интервью, особенно, если они неординарны или непривычны для потенциальной целевой аудитории.
Автор — хозяин интервью: от него зависит, что именно из разговора будет подано в материале, под каким углом, какую форму подачи будет иметь интервью.
Райкина уволили из Театральной школы Райкина
Утром 14 апреля стало известно о том, что российского комика Константина Райкина, руководителя театра «Сатирикон», уволили из созданной им «Театральной школы Константина Райкина».
Культурный и общественный деятель Марат Гельман сразу пояснил СМИ: увольнение стало ответом на антивоенную позицию режиссера и актера.
Напомним, сразу после российского военного вторжения в Украину ряд российских режиссеров и актеров, в том числе Константин Райкин, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, обратились к правительству РФ с коллективным требованием немедленно остановить боевые действия.
В течение нескольких часов письмо было доступно на сайте, затем страница была заблокирована.
Отметим, что студсовет Школы выступил против увольнения худрука и назвал решение «неприемлемым и идущим вразрез с интересами студентов».
Константин Райкин сказал, что вместе с юристом готовится оспаривать решение ректора: «На моей стороне такая очевидная правота».
Директор московского Центра имени Всеволода Мейерхольда Елена Ковальская заявила, что уходит с этой должности «в знак протеста против вторжения России в Украину».
«Невозможно работать на убийцу и получать у него зарплату. Дела доведу до конца – которые начаты, на общественных началах», – сообщила Ковальская.
А что Хабенский? Действительно поддержал Украину?
Да, но в 2014 году. Популярное в сетях высказывание российского кумира о том, что он уходит из соцсетей, чтобы не слышать оскорблений от противников украинского суверенитета, и отправляет ура-патриотов «дружить с Безруковым и Кандалаки» действительно принадлежит Хабенскому. Но датировано 2014 годом.
С тех пор актер действительно не вернулся в социальные сети. Людей, создающих его фан-странички, он просит указывать, что это не его личные аккаунты.
Редкие заявления, сделанные от своего имени, Хабенский размещает на страницах руководимого им МХТ им. Чехова. Вот что он сказал о вторжении в Украину.
Автомат
С 1913 года изобретатель Владимир Григорьевич Федоров приступает к работам, заключающимся в испытаниях автоматической винтовки (ведущей стрельбу очередями) под патрон калибра 6,5 миллиметра, которая являлась плодом его разработки. Уже спустя три года такими винтовками уже вооружают солдат 189-го Измаильского полка. Но серийный выпуск автоматов удалось развернуть лишь после окончания революции. На вооружении отечественной армии оружие конструктора находилось вплоть до 1928 года. Но, согласно некоторым данным, в период Зимней войны с Финляндией войсками все же использовались некоторые экземпляры автомата Федорова.