Один раз увидеть, сто раз услышать: почему мы запоминаем по-разному

Все относительно, и не только у Эйнштейна

Древние скульптуры.

В то же время философ говорит об относительности сравнений.

— Что мы понимаем под умом? Кто-то скажет, что ум — это эрудиция, то есть способность запоминать сведения из многих сфер жизни. Кто-то решит, что это способность решать трудности, преодолевать препятствия, то есть в первую очередь адаптироваться и противостоять вызовам, — рассуждает Федоров. — Как сравнить человека, доказавшего теорему Ферма, и знающего несколько языков или Илиаду Гомера наизусть? Кто из них умнее: гуманитарий или технарь? Этот же риторический момент присутствует и при сопоставлении разных эпох.

Да, во времена Пушкина не пользовались электричеством. Но можем ли мы назвать столько персонажей античной мифологии, сколько знал поэт? А он не просто знал их по именам, но вставлял в свои стихотворения. А если мы проникнем еще глубже, то вспомним эпоху Возрождения, когда Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль как раз и сформировали некий эталон гения как человека универсальных познаний. И они тоже не знали электричества, а современные люди знают, но чаще всего только то, что лампочка загорается, если щелкнуть выключатель. Зато мало кто сможет запрячь лошадь. Примеров можно привести много, и все они будут лишь подтверждать тезис, что ум и глупость очень относительны. Ум вообще ассоциируют с интеллигентностью, а порой и просто с воспитанностью.

Историк Геннадий Кабанов говорит, что пока рано делать выводы об эпохе.

— Оценивать свою эпоху людям часто мешает, как писал Лев Гумилев, аберрация близости. Большое видится на расстоянии, поэтому свою эпоху люди часто оценивают слишком гротескно. Полагают, что именно им хуже всего жить, именно они существуют в самое неблагополучное время, — комментирует Кабанов. — Так с любыми человеческими проявлениями. Не исключение и ум. Современники полагают, что раньше люди были умнее. Но это смотря кого с кем сравнивать. Если мы вспомним, до того как большевики стали осуществлять программу ликвидации безграмотности, свыше двух третей населения России не могли написать свои имя.

Если мы будем мерить «среднюю температуру», то ситуация будет в пользу сегодняшнего дня. Если же рассмотрим отдельные категории, например, учеников общеобразовательных школ, то до революции гимназисты изучали древние языки: греческий или латынь. Зачем они были нужны — отдельный разговор, но сегодня школы этим не занимаются, значит, чисто номинально гимназисты умнее. С другой стороны, в курсе физики сегодня школьники проходят много такого, что полтора века назад было еще неизвестно. Так что ставить вопрос, кто умнее — мы или наши предки, очень странно и некорректно. Наши предки не пользовались электричеством, интернетом и прочими благами цивилизации, тем не менее не вымерли, а размножились.

Запрет смартфонов в школах

Смартфоны начали запрещать в европейских школах: подобные ограничения ввели во Франции. Например, в США, подобные дискуссии привели к сопротивлению со стороны детей и родителей — настолько бурную реакцию вызвали запреты. Многие родители попросту считают, что смартфоны и планшеты помогут их детям развиваться, больше творить, лучше учиться, забыв о негативном влиянии на подростков. По идее, умные устройства действительно должны помочь в обучении, но появляется все больше фактов, что они снижают когнитивные способности.

Оказалось, что смартфоны вредят обучению

Честно говоря, учась в 10 и 11 классе, я и сам думал, что от смартфона сплошная польза, но все оказалось несколько иначе. Информация, которую мы получаем с экрана устройства, не очень хорошо сохраняется в нашей голове — этому свидетельствует исследование, проведенное в Норвегии. Одна группа детей изучала материал с бумажных носителей, вторая — со смартфонов. Дети со смартфонами запоминали хуже, чем тем, которые учили материал с бумаги

Обратите внимание: какие-то нюансы нового эпизода сериала быстро улетучиваются, то же самое с прочтенной книгой — в конце дня уже и не вспомнишь, действительно ли садовник оказался убийцей?

Что такое деменция?

Деменция характеризуется разрушением клеток головного мозга в хаотичной последовательности. Часто этот процесс одновременно происходит в нескольких областях. Возможно, это будет область долгосрочной памяти или область, отвечающая за внешние реакции, то есть за поведение. При самых ярко-выраженных случаях, происходит снижение скорости мышления, страдает чувство ориентации в пространстве и пропадает способность говорить. Как правило, болезнь прогрессирует в мозгу человека до того момента, пока его самосознание не исчезает окончательно.

Статистика:

На данный момент на планете зафиксировано более 50 миллионов людей, имеющих данный диагноз. Эта цифра увеличивается на 20% каждый год.

Существует много видов деменции, например, болезнь Альцгеймера. Печальный факт: такие заболевания невозможно остановить, но можно замедлить и купировать, при условии своевременного обнаружения.

Сложности с выражением мыслей

Всем знакома ситуация, когда забывается какое-то слово или фраза. В народе даже есть выражение – «Крутится на языке». Ничего страшного, если это происходит редко и не беспокоит вас. Однако если это повторяется постоянно и вызывает проблемы при взаимодействии с людьми – это уже повод для подозрений.

Плохая память

Если вы 3 раза в неделю ищете пульт от телевизора, потому что не помните, куда положили его вчера – это обычная ситуация. А вот если вы забыли, что вам рассказал ваш ребенок вчера или с трудом припоминаете сегодняшний обед, значит ваши когнитивные способности уже нарушены.

Беспокойство и легкая паранойя

Конечно, все мы с возрастом понимаем, что жизнь — это сложный и комплексный процесс. Не каждый находит правильное место в мире и поэтому вокруг нас много разочарованных людей. Цинизм или пессимистичность – это, к сожалению, норма сегодняшнего дня. Но если вы слышите, что человек абсолютно серьезно говорит о том, что на его жизнь кто-то покушается каждый день или за ним установлена слежка, знайте — это начало деменции.

Резкие и бесконтрольные изменения в настроении и характере

Бывает и так, что человек суровый и нелюдимый вдруг становится общительным болтуном. Некоторые скажут, что это даже хорошо, но не стоит обольщаться. Как правило, любые частые и резкие перемены в характере обусловлены неправильной работой какой-то области мозга. То же касается и слишком частых депрессий.

Потеря временной и пространственной ориентации

Какое сегодня число? Какой день недели? Как пройти до остановки общественного транспорта самым коротким путем? Если попытка ответить на эти вопросы вызывает затруднение, значит клетки мозга уже начали медленно разрушаться.

Угасание интереса к увлечениям

Занятия в бассейне, альбом с марками, вязание и другие простые и сложные увлечения начинают стремительно уходить из жизни человека с развитием деменции. Апатия опасна в любой ферме, но в такой – больше других.

Потерянность

Обычно люди мало наблюдают друг за другом, находясь на рабочем месте. Если один из ваших коллег в десятый раз задает вам один и тот же вопрос, а получив на него ответ, медленно уходит с отсутствующим видом, стоит приглядеться к нему. Врачи говорят, что человек, подверженный слабоумию, может утратить способность сосредотачиваться на чем-то и планировать свои действия.

Нелогичность в диалогах

Страдающий слабоумием мозг не дает человеку логично вести беседу. Мысли постоянно путаются, и обсуждение хорошей погоды может окончиться на чем-то совершенно отвлеченном. Люди просто забывают, насчет чего конкретно они хотели выразить свое мнение.

Синдром «Плюшкина»

Все полезные и бесполезные вещи бережно прячутся и сохраняются на «черный день». Иногда люди в возрасте становятся собирателями хлама и мусора, потому что думают, что «в хозяйстве все может пригодиться».

Почему появляются вредные привычки

Заметили, что чаще стали чем-то злоупотреблять? Увы, но смартфон и привычные приложения играют в этом важную роль — это заметили и читатели нашего Telegram-чата. Исследования доказывают, что как только у человека появляется зависимость от чего-либо, ослабевает защита и по отношению к другим зависимостям, например, к вредным привычкам. Это касается не только курения, употребления алкоголя или переедания: если зависеть от смартфона, то появится и тяга к курению или чему похуже, а неврологические реакции останутся теми же.

Сидеть в телефоне во время еды — очень вредно

У многих приложений очень красивые и приятные иконки — они тоже вызывают привыкание

Мы обращаем на них внимание, заходим в это приложение, проверяем уведомления и просто свайпаем экран из стороны в сторону. В этом случае безобидные ярлычки приложений сродни казино — там тоже используются различные элементы, позволяющие удержать внимание клиента в сфере воздействия

Это не все побочные эффекты от гаджетов. Они влияют на нас намного больше, чем можно представить. Все перечисленное — лишь вершина айсберга. Не стоит винить смартфоны во всех грехах, ведь побочные эффекты есть у всего

Важно контролировать себя и правильно выстраивать свой день, чтобы не навредить своему здоровью. Обязательно прочтите статью моего коллеги Артема Рахматуллина, где он подробно рассказывает, как сохранить здоровье при пользовании гаджетами

И будьте здоровы!

Мы все стремительно тупеем

Человек со смартфоном.

Известный психотерапевт, автор книг Андрей Курпатов в одном из своих трудов отмечает, что сейчас в основе этого процесса массового оглупления лежат все та же цифровая зависимость, с одной стороны, и специфика работы нашего мозга в условиях гиперинформационной среды.

— Особенность эта состоит в том, что как раз из-за этих функциональных систем мозга, которые погружают нас, так сказать, в разные режимы функционирования, мы не можем одновременно потреблять информацию и думать, — говорит Андрей Курпатов в своей книге «Четвертая мировая война». — Проще говоря, мы или потребляем контент, или думаем. Поскольку же мы теперь все в той или иной степени не слезаем с информационной иглы, зоны мозга, ответственные за мышление, у нас не тренируются, а возможно, даже и атрофируются.

Курпатов отмечает, что, несмотря на то, что информация есть и в телевизоре, и в гаджете, и в книге, внимание захватывают и удерживают именно ТВ и техника, а книги — нет, во время чтения с бумажного носителя до 40% времени уходит на мыслительную деятельность. — Книжки мы сейчас читаем редко, мы все больше по «фейсбукам» и «инстаграмам» шастаем

Что, в буквальном смысле этого слова, приводит к тому, что мы теряем навык построения сложных интеллектуальных объектов — все больше мыслим поверхностно, на автоматизмах, не вникаем в суть дела, — утверждает Курпатов

— Книжки мы сейчас читаем редко, мы все больше по «фейсбукам» и «инстаграмам» шастаем. Что, в буквальном смысле этого слова, приводит к тому, что мы теряем навык построения сложных интеллектуальных объектов — все больше мыслим поверхностно, на автоматизмах, не вникаем в суть дела, — утверждает Курпатов.

С ним согласен кандидат философских наук Иван Федоров.

— Сегодня от многих людей, особенно молодых, можно слышать: а зачем нам знать то, что не нужно? Зачем, например, знать столицу Узбекистана или куда впадает Волга? К сожалению, у них нет понимания синергетического эффекта знаний. Именно в этом заключается уязвимость их разума. Это приводит к невежеству, — говорит Федоров.

Как запоминать большой объем информации

Стало известно, что люди, пользующиеся исключительно электронными носителями, запоминают на треть меньше информации, чем те, кто выбирает данные на бумаге. А то, что мы черпаем с экранов, сложнее перенести в реальный мир. Смартфоны прерывают ход мыслей и делают нас забывчивыми — во всем виноваты push-уведомления, которые стоит изредка отключать.

Реже отвлекайтесь на уведомления — начнете больше запоминать

Заметили, что всё чаще появляется это странное чувство, когда хотел что-то сказать, но забыл? Все дело в том, что мы отвлекаемся на смартфон

Наше внимание находится в напряжении, а после «переключения» все рассеивается, и мы забываем разные вещи

Почему люди предпочитают виртуальное общение

Обратили внимание, что с развитием социальных сетей и активным появлением гаджетов, мы стали меньше общаться в реальной жизни? Ладно, если просто виртуальное общение вытеснило реальное — многие просто не хотят лишний раз здороваться с кем-то знакомым на улице. Чем больше времени мы тратим на устройства, тем меньше у нас желания общаться в реальной жизни, вникать в дела других, анализировать чужие переживания и делиться тем же с другими

Виртуальное общение вытесняет реальное. Почему так?

Это связано с тем, что при реальном общении мы видим человека и его эмоции, обращаем внимание на его поведение, но в виртуальном мире это утрачивается. Мы фокусируемся на тексте, теряя способность сопереживать товарищу или другу

Эта черта опаснее всего для детей: их психика находится в стадии становления. Они не замечают проблем других людей с помощью сообщений, не умеют сопереживать. Увы, но это отразится на всех нас в будущем.

Что предпринять, если признаки недуга проявились?

Лучшее, что можно сделать, если вы заметили у кого-то симптомы слабоумия – зафиксировать их на бумаге и помочь человеку обратиться ко врачу. Только доктор, у которого человек наблюдался постоянно, может составить правильную картину болезни. Возможно, в карточке человека есть какие-то важные подробности или заболевания, которые стали предтечей деменции. Также врач может дать направление на уточняющие исследования: анализ мочи и крови, который отразит гормональный фон и показатель уровня сахара. Имеет смысл сразу проверить сердечную деятельность и сделать МРТ головного мозга.

Проведя все необходимые тесты, врач сможет точно определить, чем болен человек. Мозг — это очень сложный инструмент, и на его работу могут влиять самые разные факторы.

Именно поэтому перед окончательной постановкой диагноза нужно отсеять:

  • эндокринные патологии;
  • проблемы с обменом веществ;
  • анемию;
  • недостаток витаминов;
  • проблемы кровоснабжения;
  • последствия неправильного самолечения.

Так как деменция необратима, не стоит рассчитывать, что какие-то медикаменты помогут ее остановить. Как правило, доктора советуют пересмотреть текущий образ жизни больного, причем измениться он должен не на время, а насовсем.

Что же можно изменить в своей жизни, чтобы противостоять слабоумию:

  1. Спорт. Занятия активным видом спорта поможет кровообращению и работе легких. Прогулки, велосипедные заезды и зимние походы на лыжах могут подарить тонус и здоровье.
  2. Больше общения. Даже если вам не очень интересно общаться с людьми, делайте это хотя бы иногда, так как это необходимо, для того чтобы мозг правильно функционировал.
  3. Не давайте мозгу простаивать. Головоломка, кроссворд, хорошая книга или даже учебник — все это должно все время быть рядом. Хорошая практика — изучение другого языка.
  4. Откажитесь от вредных привычек. Очень важный шаг, который нужно сделать, особенно если вы разменяли четвертый десяток. Существуют исследования, доказывающие, что курение провоцирует отмирание клеток мозга.
  5. Здоровый сон. Минимум 8 часов в сутки. Если присутствует нарушения сна, нужно избавиться от него, предварительно посоветовавшись с врачом.
  6. Правильное питание. Овощи, фрукты, масло, рыба — главные ингредиенты приемов пищи человека, которые заняты профилактикой слабоумия.
  7. Не экономьте на витаминах. Российские терапевты считают, что недостаток витамина D может благотворно повлиять на развитие деменции. Диетологи США, в свою очередь, провели глобальные исследования, результаты которых говорят о том, что потребление витаминов В и С должно находиться под строгим контролем, если у пациента есть предрасположенность к синдрому Альцгеймера.

Окей, Google

Студент первого курса факультета экономики столичного вуза Никита Мамонтов считает, что нужно хорошо знать лишь свою основную дисциплину, а для всего остального есть интернет и смартфон, который всегда под рукой.

При этом юноша не может с ходу назвать все республики бывшего Советского Союза и уверен, что страны Балтии всегда были частью Евросоюза.

Родители его не трогают: учится сын в университете, не наркоман, не пьет, не курит. Что еще нужно?

На вопрос, как же он будет разбирать глобальные экономические процессы, если не знает простой географии, Мамонтов отвечает:

— У меня еще четыре года учебы, наверстаю. И потом, у меня телефон с интернетом всегда под рукой. Зачем мне забивать голову лишним? Главное, чтобы я хорошим экономистом был, а не знал, куда впадает Волга.

Будущий филолог Дарья Плышевская уверена, что в век технического прогресса даже ей читать не обязательно — разбор любого произведения есть в интернете.

— Что мне даст знание о переживаниях того же Мышкина или описание неба над Аустерлицем, если я могу найти все это в интернете и на основе уже имеющихся разборов составить свое мнение? — говорит будущий филолог.

Гаджет всю природу заменил

Девушка со смартфоном.

Культуролог, исследователь культуры потребления Мирослава Забродская утверждает, что человечество действительно злоупотребляет устройствами и гаджетами. Из-за этого не развивается память, страдает логика, падает общий уровень интеллекта.

— Но есть и другая причина: остаются недооцененными умения и навыки ручного труда — мелкая моторика рук напрямую влияет на развитие мозга, это вам скажет любая «ограниченная» кормящая мать-декретница, — говорит Забродская. — В развитии маленьких детей огромное значение придается мелкой моторике, чтобы ребенок учился, запоминал слова, вовремя заговорил и так далее. Но работа руками сейчас не престижна и не так доходна, как умственный труд. В качестве хобби ее выбирают единицы. Считается, что современный человек, живущий в комфорте, обязан создавать себе искусственные трудности, чтобы развиваться физически, а вот про умственное развитие люди забывают.

Забродская уточняет: что мы имеем в виду, когда говорим, что человечество стало глупее? Снижение интеллекта, узкий кругозор, ментальная лень — это да. Но ведь часто мы говорим такое, когда замечаем, как «глупеет» окружение вокруг нас. Когда нас не понимают в наших вкусах, пишут с ошибками, говорят какие-то глупости — и нам кажется, что раньше, во времена нашей юности не было вокруг нас такой концентрации дураков. Взрослые были умными, адекватными и компетентными, а дети помалкивали. И не было столько чуши и ереси вокруг. Знакомо?

— А теперь припомните основные поля и круги общения в вашей юности. Это были тесные микросоциумы с четкими рамками: одноклассники, семья, друзья, коллеги. Сейчас же наше общее поле общения — социальные сети, тысячи случайных людей с непрошенным мнением. Знаете, раньше в газетах были сотрудники, которые читали приходившие в редакцию письма. Это были самые несчастные люди, потому что им приходилось читать много неинтересной, скучной информации, откровенной дичи. Вот мы все, пользователи соцсетей, сейчас в какой-то степени эти сотрудники редакций. Только у тех людей выбора не было, а у нас есть, — приводит пример культуролог.

Что касается падения уровня грамотности, то Забродская предлагает вспомнить ситуацию из детства, когда представлялась возможность оценить грамотность друга или родственника. Тогда, чтобы понять, допускает ли человек ошибки во время письма, нужно было получить от него это самое письмо.

— То ли дело теперь, когда у нас 30 чатов в телефоне, и мы видим, сколько ошибок делают наши соседи, товарищи, мамы из родкома, учитель ребенка, дети в своих чатиках и сообществах по интересам. И все это складывается в совершенно безрадостную картину: все становится только хуже, люди разучились писать на своем языке, люди не читают, люди деградируют, — говорит исследователь культуры потребления.

Как перестать деградировать самому? Меньше информационного шума.

«Вот в наше время!»

Первая российская физико-математическая олимпиада школьников. 1992 год.

Учительница математики одной из столичных школ Валентина Трофимова работает уже 25 лет. Перед ее глазами прошло не одно поколение детей, и она как никто видит происходящие перемены.

— Я пришла работать в школу в 1996 году. Тогда, как мы помним, не было такого засилья техники, гаджетов, — вспоминает Валентина Трофимова. — И дети были другие. Они знали, что для того, чтобы получить хорошую оценку за контрольную, нужно приложить усилия. Сами усилия были разные — выучить материал, списать, сделать шпаргалки и спрятать их так, чтобы их не заметили. В любом случае мысль у детей работала. Они, условно говоря, искали легких путей, но шли все равно сложными тропами.

Преподаватель математики отмечает, что раньше дети были сообразительнее. Если кто-то не знал правильный ответ, то мог догадаться по подсказкам. Она также отмечает, что дети раньше больше читали книг и спорить с ними было интереснее.

— Мы знаем о конфликте отцов и детей и возникающих на этой волне спорах. Еще в 2000 году между мной и учениками нередко велись яркие дискуссии. Ребята четко и внятно формулировали мысль, выдвигали аргументы, их речь была разнообразной и яркой, — вспоминает учитель математики. — Сейчас у многих зачастую не хватает аргументов, чтобы отстоять свою позицию. Поэтому в ход идут или крики, или простое соглашательство, лишь бы не продолжать разговор. Даже скучно становится.

Тем не менее, говорит Трофимова, современные дети подкованы в технологиях, гаджетах. Они успешно осваивают все то, что связано с робототехникой, с инженерией.

— Сейчас дети, если можно так выразиться, более узконаправленные. Например, ребенок увлечен химией, соответственно, остальные дисциплины ему неинтересны, он не тратит на них время. Школьник сможет рассказать наизусть таблицу Менделеева и объяснить структуру формул, но не ответит на вопрос о том, кто такой Родион Раскольников, хотя по программе он должен был прочесть «Преступление и наказание», — констатирует Валентина Трофимова.

При этом она отмечает, что в семьях, где принято проводить время с книжкой, дети читают все же больше и кругозор у них заметно шире.

— Мне встречалась одна мама, которая просила учителей заставить ее сына читать, но вот книг в доме не было ни одной — она прямо говорила, что это пылесборники. Понятно, что личный пример шел вразрез с воспитанием. Ребенок в первую очередь ориентируется на своих родителей, а не на окружающий мир, — говорит педагог.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SMART
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: