Что такое диафрагма (апертура) объектива фотоаппарата и на какой лучше снимать

Больше — значит лучше?

На самом деле это не так. Чем меньше число, стоящее после f, тем больше апертура и крупнее отверстие объектива. Это значит, что камера является светочувствительной и может захватывать больше света. Таким образом, даже при плохом освещении вы сможете сделать качественную и четкую фотографию с минимальным количеством шумов.

Пожалуй, здесь наиболее привлекательным вариантом становятся прошлогодние флагманы Samsung Galaxy S7 и Galaxy S7 Edge с максимальной апертурой f/1.7. Также можно отметить HTC 10, LG V20, LG G5 и LG G6 со значением f/1.8. Ну а наиболее часто можно встретить мобильные устройства с апертурой f/2.0 или f/2.2.

Диафрагма фотоаппарата. Строение

Современная ирисовая диафрагма фотоаппарата состоит из таких устройств:

  • собственно ирисовая диафрагма фотоаппарата;
  • устройство прыгающей диафрагмы;
  • репетир диафрагмы.

Ирисовая диафрагма фотоаппарата (рис. 6) состоит из нескольких (чаще всего 6-9) поворотных лепестков 1, которые приводятся в движение специальным кольцом 2 на оправе объектива или электроприводом 3, управляемым фотокамерой. При открытой диафрагме лепестки формируют круглое отверстие, а при частичном закрытии – многоугольник 4. На форму многоугольника влияет количество лепестков диафрагмы: чем их больше, тем он более скругленный, что в свою очередь влияет на вид боке (рис. 7).

Рис. 6 — Диафрагма фотоаппарата. Конструкция.Рис. 7 — Боке

Прыгающая диафрагма – система управления диафрагмой в современных зеркальных фотокамерах, которая скачкообразно закрывает ее до заданного диафрагменного числа при нажатии на спуск. Таким образом, до съемки изображение проецируется при максимальном относительном отверстии, что позволяет максимально удобно провести кадрирование и точную фокусировку.

Репетир диафрагмы – механизм фотоаппарата (кнопка или рычажок), который позволяет принудительно закрыть диафрагму перед нажатием на спуск до заданного значения. Используется для проверки настроенной глубины резкости до съемки. Находится с левой или правой стороны возле объектива (рис. 8).

Рис. 8 — Репетир диафрагмы

Apple iPhone 12 Pro 256GB

iPhone 12 Pro по сравнению с предшественником не так уж сильно изменился, если говорить о внешнем виде. Так, сзади его можно принять за предшественника, а вот сбоку выдают грани в стиле iPhone 5. Экран на первый взгляд кажется идентичным, но на деле он вырос — теперь его диагональ достигает 6,1 дюйма.

Как и прежде, основная камера имеет 3 модуля: «ширик», «ультраширик» и телефото. Модули несколько изменились, но все же основной акцент сделан на алгоритмы постобработки фото. И это дало плоды — ночью смартфон снимает на порядок лучше предшественника, в том числе за счет того, что ультраширокоугольная камера тоже получила поддержку ночного режима. Что касается дневных фотографий, они отличные.

Забавный факт: зарядное устройство в коробке отсутствует, его нужно покупать отдельно.

Диагональ экрана: 6,1 дюйма

Разрешение экрана: 2532×1170

Вес: 187 г

Количество SIM-карт: 2

Процессор: Apple A14 Bionic

Объем памяти: 256 Гб

Объем ОЗУ: 6 Гб

Емкость аккумулятора: 2815 мАч

Тыловая камера: тройная 12/12/12 МП

Фронтальная камера: 12 МП

Поддержка карт памяти: нет

Samsung Galaxy A52 4/128GB

Хотя Samsung Galaxy A52 со сменой поколений существенно подорожал, это можно в том числе объяснить тем, что он стал куда более интересным в техническом плане.

К примеру, здесь появилась защита от воды IP67, были добавлены стереодинамики, а процессор — очень мощный Qualcomm Snapdragon 720G. Но нам нужна в первую очередь камера.

Главная фишка — это оптическая стабилизация для основного модуля разрешением 64 МП. Он же наиболее интересен, поскольку позволяет получать очень приличные для своего класса результаты. «Ширику», как и макромодулю, особо похвастать нечем. Тем не менее, это очень хорошая камера.

Диагональ экрана: 6,5 дюйма

Разрешение экрана: 2400×1080

Вес: 187 г

Количество SIM-карт: 2

Процессор: Qualcomm Snapdragon 720G

Объем памяти: 128 Гб

Объем ОЗУ: 4 Гб

Емкость аккумулятора: 4500 мАч

Тыловая камера: четыре модуля 64/12/5/5 МП

Фронтальная камера: 32 МП

Поддержка карт памяти: есть

Разрешающая способность микроскопа

Качество изображения определяется разрешающей способностью микроскопа, т.е. минимальным расстоянием, на котором оптика микроскопа может различить раздельно две близко расположенные точки. разрешающая способность зависит от числовой апертуры объектива, конденсора и длины волны света, которым освещается препарат. Числовая апертура (раскрытие) зависит от угловой апертуры и показателя преломления среды, находящейся между фронтальной линзой объектива и конденсора и препаратом.

Угловая апертура объектива — это максимальный угол (AOB), под которым могут попадать в объектив лучи, прошедшие через препарат. Числовая апертура объектива равна произведению синуса половины угловой апертуры на показатель преломления среды, находящейся между предметным стеклом и фронтальной линзой объектива. N.A. = n • sinα где, N.A. — числовая апертура; n — показатель преломления среды между препаратом и объективом; sinα — синус угла α равного половине угла АОВ на схеме.

Таким образом, апертура сухих систем (между фронтальной линзой объектива и препаратом-воздух) не может быть более 1 (обычно не более 0,95). Среда, помещаемая между препаратом и объективом, называется иммерсионной жидкостью или иммерсией, а объектив, рассчитанный для работы с иммерсионной жидкостью, называют иммерсионным. Благодаря иммерсии с более высоким показателем преломления чем у воздуха, можно повысить числовую апертуру объектива и, следовательно, разрешающую способность.

Числовая апертура объективов всегда гравируется на их оправах. Разрешающая способность микроскопа зависит также от апертуры конденсора. Если считать апертуру конденсора равной апертуре объектива, то формула разрешающей способности имеет вид R=λ/2NA, где R — предел разрешения; λ — длина волны; N.A — числовая апертура. Из этой формулы видно, что при наблюдении в видимом свете (зеленый участок спектра — λ=550нм), разрешающая способность (предел разрешения) микроскопа не может быть > 0,2мкм

Как найти баланс между выдержкой, диафрагмой и чувствительностью

Все три ключевых параметра взаимосвязаны. Количество света, попадающего в камеру, можно увеличить, поднимая значения ISO, раскрывая диафрагму и удлиняя выдержку. При этом для каждого параметра есть побочное влияние: увеличенное ISO ведёт к нарастанию искажений (шума) на изображении, увеличенная диафрагма снижает глубину резкости, а с ростом выдержки усложняется съёмка с рук и динамичных сцен. Поэтому ваше мастерство фотографа будет состоять в том, чтобы со временем научиться понимать, как действовать в каждой ситуации. Это обязательно придёт с опытом.

Пока же вы можете отталкиваться от следующих двух рекомендаций:

  • При съёмке смартфоном с рук выдержка не должна быть длиннее 1/100 секунды. При 1/50 и более вы вряд ли удержите смартфон неподвижным и предметы в кадре «смажутся». Для каждой камеры и ситуации могут быть вариации, но искать идеальные значения начните с 1/100. Быстрые объекты останутся неподвижными на фото только если вы будете снимать с очень короткими выдержками. В большинстве случаев у вас для этого не хватит освещённости. 
  • Чтобы уменьшить количество фотографического шума, стремитесь к тому, чтобы держать значение чувствительности минимально возможным. Однако при такой настройке у вас не выйдут хорошими кадры при съёмке с рук в тёмное время суток и внутри помещений. В таких случаях смело поднимайте значение ISO до тех пор, пока не получится добраться до рекомендуемого нами значения выдержки (см. предыдущий совет). В части сюжетов вам поможет фотовспышка, но вы должны понимать, что вспышка не решает всех проблем, так как делает освещение объектов крайне неравномерным, особенно при съёмках на улице.

Уклончивый ответ на главный вопрос

Да, на вопрос «какой форм-фактор камеры мне выбрать» нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от множества факторов. Но есть несколько общих рекомендаций и замечаний.

  • Покупка новичком зеркальной камеры может быть целесообразна лишь в случае реальной потребности в оптическом видоискателе или при очень ограниченном бюджете – и беззеркальные, и компактные аппараты пока стоят недешево.
  • Покупка аппарата со сменной оптикой «впрок» (с надеждой докупить объективы в ближайшие пару-тройку лет) нецелесообразна по причине быстрого морального устаревания матриц/процессоров. Если вы действительно хотите приобрести качественный инструмент, запланируйте в бюджете средства хотя бы на один светосильный объектив. Самый дешевый вариант для зеркальных аппаратов – 50 мм с диафрагмой 1,8.
  • Для начинающего фотолюбителя идеальный выбор – компактный аппарат топ-класса: поснимав им год-другой, можно освоить основные творческие приемы и потом выбирать технику осознанно, ориентируясь на возникшие запросы.

Фотографии для смартфонов

В смартфоне однозначно более универсальная камера.

Дополнительный передний объектив позволяет нам делать селфи- фото и селфи-фото с использованием широкого угла.

Широкоугольное селфи из Galaxy S20 Ultra

Современные смартфоны также имеют специальные сверхширокоугольные линзы, которые, в обмен на небольшое искажение углов, могут охватывать гораздо более широкий кадр. Также есть специальные макрообъективы и датчики глубины для портретных фотографий.

Сверхширокоугольное фото Galaxy S20 Ultra

Флагманский photosmartphones также имеют перископы и гибридные и оптические масштабирование. Максимальный зум в Galaxy S20 Ultra — 100 раз. Хотя это число впечатляет, функция Space Zoom практически бесполезна. Результаты являются удовлетворительными только с точностью до 50-кратного приближения.

Космический зум от Galaxy S20 Ultra с 50-кратным зумом

Samsung Galaxy S21+ 5G 8/128GB

Как обычно, во флагманской линейке Samsung есть несколько смартфонов. Модель получила полностью новый дизайн, а вот камера…

Вы можете удивиться, но модуль камеры здесь точно такой же, как на модели предыдущего поколения, но если там был 4 сенсора, то здесь 3 — TOF-сенсора больше нет. Однако не стоит думать, что снимки будут получаться на уровне S20+. Вы ведь не забыли, что огромное значение играют алгоритмы обработки фотографий? И в этом плане S21+ сделал шаг вперед — качество изображений флагманское. Есть оптическая стабилизация. Ультраширокоугольный модуль и телевик тоже хороши.

Из необычного можно отметить отказ от стекла на задней части корпуса — теперь это пластик, хоть и высокого качества. А еще он матовый, так что отпечатков отныне куда меньше.

Диагональ экрана: 6,7 дюйма

Разрешение экрана: 2400×1080

Вес: 202 г

Количество SIM-карт: 2

Процессор: Samsung Exynos 2100

Объем памяти: 128 Гб

Объем ОЗУ: 8 Гб

Емкость аккумулятора: 4800 мАч

Тыловая камера: тройная 64/12/12 МП

Фронтальная камера: 10 МП

Поддержка карт памяти: нет

Шаг 2 – Как определяется и изменяется диафрагма?

Диафрагма определяется с помощью так называемой шкалы диафрагм. На дисплее вашей камеры вы можете увидеть F/число. Число означает, насколько широкая диафрагма, что, в свою очередь, определяет экспозицию и глубину резкости. Чем меньше число, тем шире отверстие. Это может сначала вызвать путаницу – почему малое число соответствует большей светосиле? Ответ прост и лежит в плоскости математики, но сначала вы должны узнать, что такое диафрагменный ряд или стандартная шкала диафрагм.

Диафрагменный ряд: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22

Главное, что нужно знать об этих числах – то, что между этими значениями одна ступень экспозиции, то есть при переходе от меньшего значения к большему в объектив будет попадать в два раза меньше света. В современных камерах есть также и промежуточные значения диафрагмы, позволяющие более точно настроить экспозицию. Шаг настройки в этом случае равен ½ или 1/3 ступени. К примеру, между значениями f/2.8 и f/4 будут лежать значения f/3.2 и f/3.5.

Теперь о более сложных вещах. Точнее о том, почему количество света между основными значениями диафрагмы различается в два раза.

Это происходит из математических формул. Например, мы имеем объектив 50 мм с диафрагмой 2. Чтобы найти диаметр диафрагмы, мы должны разделить 50 на 2. Получится 25 мм. Радиус будет равен 12,5 мм. Формула для площади S=Пи х R2.

Вот несколько примеров:

50 мм объектив с диафрагмой f/2 = 25 мм. Радиус получается 12,5 мм. Площадь согласно формуле равна 490 мм2. Теперь посчитаем для диафрагмы f/2.8. Диаметр диафрагмы равен 17,9 мм, радиус 8,95 мм, площадь отверстия 251,6 мм2.

Если разделить 490 на 251, то получится не ровно два, но это только потому, что диафрагменные числа округлены до первого десятичного знака. На самом деле равенство будет точным.

Вот так реально выглядят соотношения отверстий диафрагмы.

Apple iPhone 12 mini 128GB

Как быть, если хочется предельно компактный флагман, но с классной камерой и производительной платформой? Apple выпустила такое устройство, имя ему — iPhone 12 mini.

Это и впрямь mini: используется 5,4-дюймовый экран AMOLED, ширина корпуса — всего лишь 131,5 мм, а вес — 135 г!

Что по камере? Камера здесь точно такая же, как и в случае с iPhone 12, так что ее можно назвать очень хорошей. Вообще, iPhone 12 mini во многом копирует старшую модель, включая внешний вид, объем памяти, процессор и т.д.

Диагональ экрана: 5,4 дюйма

Разрешение экрана: 2340×1080

Вес: 135 г

Количество SIM-карт: 2

Процессор: Apple A14 Bionic

Объем памяти: 128 Гб

Объем ОЗУ: 4 Гб

Емкость аккумулятора: 2227 мАч

Тыловая камера: двойная 12/12 МП

Фронтальная камера: 12 МП

Поддержка карт памяти: нет

Как количество света зависит от диафрагмы фотоаппарата?

Как мы уже говорили, яркость и глубина резкости кадра зависят от диаметра диафрагмы. Чем шире раскрыты ее лепестки, тем ярче и насыщеннее по цветам будет снимок, и наоборот. Лучи света, проникая в объектив, воздействуют на светочувствительный элемент, встроенный в камеру.

Днем, когда света достаточно и не требуются дополнительные источники, мы можем вручную настраивать параметры диафрагмы, находя оптимальный вариант для конкретной фото-задачи. Если же в помещении или на улице освещения недостаточно для того, чтобы воплотить задуманное, кадр может получиться темным и в расфокусе.

Тот, кто уже знаком с фотоделом, может предложить вариант с увеличением ISO. Шаг верный, но следует учитывать шумовые характеристики, которые могут значительно снизить качество снимка при дальнейшей его обработке или печати. План Б: увеличить выдержку? Здесь важная пометка. При себе обязательно должен быть штатив, который надежно зафиксирует камеру, поможет избежать вибраций. Установив выдержку на 1/125 мелкие детали окажутся в резкости, кадр получится четким и ярким.

Apple iPhone 13 Pro 256Gb

Многие эксперты и даже пользователи сошлись во мнении, что iPhone 13 надо было назвать иначе — 12s, ведь изменений совсем немного по сравнению с моделью предыдущего поколения.

Внешне 12 Pro и 13 Pro различить сложно, в этом помогают расцветки, а также более крупный модуль основной камеры. Габариты практически не изменились, при этом устройство стало толще и заметно тяжелее. Видимо, по причине более мощного аккумулятора.

В данном случае нас интересует камера. Что с ней? Ее прилично прокачали. Например, в основном и сверширокоугольном модулях увеличили диафрагму, а это значит, что качество ночных снимков серьезно возросло. Новый режим «Супермакро» действительно супер, появились новые режимы съемки вроде «Киноэффект». Как говорят эксперты, камера действительно стала прилично лучше, однако заметить это можно в первую очередь по ночной съемке. Дневная же — примерно на уровне 12 Pro.

Диагональ экрана: 6,1 дюйма

Разрешение экрана: 2532×1170

Вес: 203 г

Количество SIM-карт: 2

Процессор: Apple A15 Bionic

Объем памяти: 256 Гб

Объем ОЗУ: 6 Гб

Емкость аккумулятора: 3150 мАч (примерные данные)

Тыловая камера: тройная 12/12/12 МП

Фронтальная камера: 12 МП

Поддержка карт памяти: нет

Что такое экспозиции в фотографии

Экспозицией в технике фотосъёмки считается количество освещения, попадающее на светочувствительный элемент фотокамеры за определённый промежуток времени. За это количество отвечают настройки фотоаппарата. Основная цель правильной экспозиции в фотографии это передача фотографического изображения предмета таким, каким его видит глаз человека или в максимальном приближении к этому. Изменяя величину экспозиции можно получить более тёмный или более светлый снимок.

Если исключить дополнительные факторы, которые могут влиять на изображение, то экспозицию можно охарактеризовать как яркость. Чувствительные фотоэлементы и алгоритмы работы процессора фотоаппарата автоматизируют процесс вычисления экспозиции. Вместе с тем каждый фотолюбитель и, тем более, профессиональный фотограф должны уметь самостоятельно определять и устанавливать это важный параметр.

Диафрагма — первый среди равных

Первый и самый популярный параметр, которым любят управлять фотографы — это диафрагма или апертура. Первое слово латинское, а второе английское. В русском же варианте они переводятся как перегородка или отверстие. Собственно диафрагма — это и есть отверстие в объективе, которое открывается и закрывается, влияя тем самым на количество попадаемого света на матрицу. Но самое интересное, на что влияет диафрагма — это всеми любимое размытие заднего фона, так называемое боке.

Пример фото на открытой диафрагме

Диафрагма обозначается буквой «F» и имеет значения от единицы и выше. Чем цифра меньше, тем больше раскрыта диафрагма. На открытой диафрагме и достигается максимальное размытие фона. Если же вы хотите получить максимально резкий кадр, то тогда диафрагму нужно закрывать.

Что такое апертура? Тут все дело в количестве света

Вообще говоря, фотография – это лишь полученный и определенным образом обработанный свет. Поэтому хорошим параметром для определения качества той или иной камеры является определение ее способности обрабатывать свет. Качественный сенсор в паре с классной линзой являются популярной комбинацией для зеркальных камер, и то же самое относится к смартфонам, хотя и с некоторыми ограничениями.

Компактные размеры смартфона означают, что линзы и сенсоры в нем меньше по размеру, поэтому меньше света попадет на них, а это напрямую влияет на конечное качество фотографий. Мы видели, как производители смартфонов используют большие размеры пикселей сенсора от 1,2 до 1,55 мкм, чтобы бороться с этим ограничением, получая на выходе отличные результаты, но другая строго медали – это количество света, которое может проникнуть через объектив, чтобы достичь этих пикселей. Вот в этом месте, как раз, в игру вступает апертура.

Как использовать величины диафрагм?

Для начала скажем о том, что должен знать каждый начинающий фотограф. Четких правил в фотоискусстве нет. Есть лишь ценные советы и профессиональные рекомендации. особенно когда речь о настройке диафрагмы. Когда перед вами стоит задача придать кадру эффект размытости, воплотить свою художественную задумку, или наоборот — сделать четкий снимок в идеальной резкости. Приведем примеры, которые помогут выбрать подходящий параметр.

f/1.4: Этот показатель идеально подходит для фотосессии в условиях недостаточной освещенности, в затемненном помещении, в вечернее время на улице. Но следует быть аккуратными с величиной ГРИП, она может быть слишком мала. Качественные снимки получаются при фотографировании объектов небольшого размера, с мягким фокусом.

f/2: Аналогичное использование, что в случае, описанном выше. Также следует остерегаться пониженных показателей по ГРИП.

f/2.8: Этим значением обладают современные zoom-объективы. Применяется величина тоже при затемненных условиях, для съемки портретов. Цвет лица получается ровным, бархатистым, черты лица мягкими. В глубину резкости попадает весь объект.

f/4: Позволяет снимать человека при светлом дневном освещении, в естественных условиях. Но есть момент, который следует учитывать: может ограничить возможности автофокуса.

f/5.6: Фотографы применяют эту величину при съемке нескольких людей. Если в помещении не хватает нужной освещенности, рекомендуем перестраховаться и подсветить объекты вспышкой.

f/8: Отлично получаются коллективные фото, пейзажи, снимки архитектурных объектов. Каждая деталь выходит на снимке яркой и четкой.

f/11: Идеальный вариант для классических портретов. Большинство объективов с этой величиной работают на максимальную резкость. Объект съемки получается в абсолютно четким, до малейшей детали.

f/16: Величина, которую профессионалы используют при съемке в дневное время при ярком солнечном свете. Обладает большими показателями ГРИП. Задний и передний фон будет на кадре в резкости.

f/22: Подходит для фото-задачи, если хотите захватить композицию в общем, без акцентирования внимания на передний план. Часто применяется при съемке пейзажей.  

Как настроить ИСО в фотоаппарате

При больших значениях исо нужна меньшая освещенность объекта для получения нормальных по яркости снимков. Это позволяет фотографировать в темных помещениях, вечером и даже ночью.

Для того что бы научиться работать с iso нужно знать, что этот параметр влияет на экспозицию снимка. Диапазон значений начинается со 100 единиц, у некоторых может и с 64 или 80, и заканчивается на нескольких тысячах. Для работы понадобится диапазон от минимального и до 1600 единиц, редко до 3200. Более высокие показания исо очень редко применяются из-за появления на фото шумов.

  • Значение ISO 100 выставляют для съемки в солнечный день. Шумы минимальны, а количество света достаточно для экспозиции при любых настройках выдержки и диафрагмы.
  • Значение ISO 200 и до 400 используют для съемки в пасмурный день или в помещении.
  • Значение ISO 400 и до 800 можно выставлять для съемки в помещении при использовании вспышки.
  • Значение ISO 800 и до 1600 используют, когда нельзя использовать вспышку, а освещения мало. Например, при репортажных съемках с разных событий (концерты, представления и др.).
  • Значение ISO 1600 и до 3200 выставляют для съемки ночью каких-либо событий. Такое значение исо помогает при отсутствии штатива.

Еще выше значения ИСО в фотоаппарате выставляют, когда нет другого выхода, значения выдержки и диафрагмы изменять нельзя, а экспозиция мала. Профессиональные и полупрофессиональные фотокамеры делают снимки без шумов и на более высоких уровнях исо.

Дополнительно о ISO

ВИДЕОКАМЕРЫ

В видеокамерах и телекамерах, использующих так же, как и фотоаппарат матрицу как фотоэлемент понятие ISO имеет совсем другое значение. Там светочувствительность измеряется количеством люкс освещенности объекта для достижения нужного уровня шумов на картинке. Или критерием может выступать не уровень шумов, а уровень сигнала в децибелах.

ВИДЕОРЕГИСТРАТОРЫ

А вот в видеорегистраторах светочувствительность учитывает светосилу объектива. А сама величина чувствительности показывает отношение уровня сигнала в вольтах на выходе матрицы к уровню экспозиции. Это совсем другая величина, чем ISO фотоаппарата.

  • Размер матрицы
  • Подробнее о экспозиции
  • Выдержка и диафрагма фотокамеры

HTC U11 Eyes

Стоимость: от 20 970 рублей на официальном сайте

Очень долго выбирал себе этой весной новый смартфон. Критерии были такими: во-первых, возможность некоторое время использовать вторую симкарту (для объявлений и прочего); во-вторых, хороший аккумулятор, чтобы стабильно хватало на 3—4 часа видеоплеера или серфинга в интернете и был запас на разговоры, почту; в-третьих, 4G и NFC. Хотелось, чтобы вайфай работал на частоте 5 ГГц и телефон максимально охватывал российские диапазоны сотовой связи. Быстродействие: сюда можно отнести и процессор, и оперативную память, работу с картами памяти для того же видеоплеера. Камера, какая-нибудь влагозащита.

Перелопатив уйму вариантов, выяснил, что мне подходит HTC U11 Eyes. Оказалось, что он не имеет российских и европейских сертификатов, а только азиатский, и официально в России не продается. Но Савеловский рынок на то и существует.

Итог — 24 500 рублей (сейчас можно купить еще дешевле) за современный аппарат с камерой с голосовым управлением, которая по тестам лучше айфоновской, АКБ на 4000 мА·ч, поддержкой карт памяти до 2 Тб, влагозащитой IP67 и радость и гордость за умение сделать правильный выбор.

Чехлы и прибамбасы с успехом были заказаны и прибыли с «Алиэкспресса». Единственное но — в комплекте зарядное устройство под китайскую розетку, но их уже столько в доме, что на это и внимания не обратил.

А что в смартфонах?

Всё это касается лишь фотоаппаратов и объективов к ним. В смартфонах светосила практически всегда постоянная. Для основной камеры она варьируется в пределах f/1.5 — f/1.8. Всякие телеобъективы, что призваны снимать с двойным или тройным приближением, имеют светосилу заметно ниже: от f/2.2 до f/2.8. Почему так? Всё просто.

Чтобы приблизить объект вдали, нужно использовать увеличительные линзы: одна, две, три и больше. Установка каждой дополнительной линзы понижает пропускную способность света. Следовательно, объектив становится темнее, на матрицу попадает меньше света, а значит, творческие возможности для съёмки ограничиваются.

Например, телеобъектив Huawei Mate 30 Pro отлично снимает видео днём даже несмотря на не самую выдающуюся светосилу f/2.4. А вот ночью переключение на телевик недоступно. Объекты в кадре приближаются только за счёт простого растягивания картинки с основной камеры. Будто вы увеличиваете фото на компьютере, бесконечно нажимая на плюс. Предметы на фото как бы приближается, но на деле картинка попросту портится.

Поскольку в камерах смартфонов светосила всегда примерно одинаковая, играться с глубиной резкости невозможно. За размытие фона или боке отвечают исключительно программные алгоритмы. Лучше всего это получается у смартфонов Google Pixel. У них там своя атмосфера запатентованная технология машинного зрения, которая сама понимает, где человек на переднем плане, а где фон. Именно по этой причине все остальные смартфоны снимают плюс-минус одинаково. Иногда получаются удачные кадры, а подчас с кучей ошибок размытия и так далее.

Чтобы не забыть, что такое светосила / диафрагма в смартфоне и на что она влияет, давайте ещё раз коротко.

Что такое «ƒ» (относительное отверстие объектива)

Итак, что такое апертура? Апертура определяется размером отверстия, через которое свет может попасть в камеру. Апертура измеряется в так называемых “ƒ”, которые представляют собой отношение диаметра входного зрачка объектива к его заднему фокусному расстоянию. Таким образом, чем меньше апертура, тем шире отверстие и, следовательно, больше света может достигнуть сенсора, что приводит к меньшему количеству шума на фото.

Меньший размер апертуры также имеет преимущество, когда дело доходит до уменьшения времени выдержки, необходимого для захвата нужного количества света, что уменьшает размытость при съемке в движении или в дрожащих руках. В сочетании с хорошей стабилизацией меньший размер апертуры способен подарить фотографу четкий кадр даже в не самых хороших условиях.

Говоря об объективах камер, любители фотографии часто ассоциируют более широкую апертуру с меньшей глубиной резкости, что позволяет получить тот самый эффект размытия фона под названием Боке. Однако камера смартфона с апертурой ƒ/2.2 на самом деле обеспечивает только глубину резкости, эквивалентную диафрагме ƒ/13 или ƒ/14 на полнокадровой камере, что приводит к небольшому размытию, поэтому современные смартфоны, которые хвастают отличным Боке, на самом деле добиваются этого эффекта с помощью софта.

Хотя широкая диафрагма не является гарантией высокого качества камеры, меньшее значение диафрагмы обеспечивает попадание на сенсор большего количества света, что сокращает время срабатывания затвора и уменьшает размытость и количество шума на фото. Это значение всегда следует рассматривать в сочетании с размером пикселей, так как для более крупных пикселей необязательно требуется более широкая апертура для захвата достаточного количества света. Тем не менее, небольшие пиксели и маленькая диафрагма – верный признак того, что в условиях низкой освещенности будут возникать проблемы.

Это надо знать!

Диафрагма, светосила, дырка, пропускная способность объектива — всё это одно и тоже понятие. Оно всегда обозначается литерой «f» и какой-нибудь цифрой рядом.

И чем цифра меньше, тем лучше.

Например, f/1.6 лучше f/2.4, так как на матрицу камеры попадает больше света. Если что, за единицу взята пропускная способность человеческого глаза. Однако в мире профессиональной фототехники встречаются объективы со светосилой f/0.95 и даже выше. Стоят они, как правило… впрочем, лучше вам не знать.

Диафрагма в объективе фотоаппарата состоит из металлических лепестков

Строго говоря, мЕньшая светосила не всегда гарантирует лучшую картинку. На качество снимков влияет миллион факторов: сама матрица, качество стёкол объектива, программные алгоритмы, которые занимаются обработкой фото в смартфоне и многое-многое другое. Однако светосила — одна из важнейших характеристик.

Диафрагма означает, какое количество света пройдёт сквозь объектив из 5-6 линз (бывает и больше) и в конечном счёте осядет на матрице.

Нагляднее всего это видно на фото с котиком в начале статьи — можете сохранить себе на память, если вдруг забудете ключевой принцип. И да, работа всех объективов и камер базируется на природной модели.

Так, объектив — это глаз человека или животного. Хрусталик — это линза внутри объектива. Матрица — это сетчатка, что находится на внутренней стороне глаза. У смартфонов матрица тоже спрятана позади объектива, в глубине устройства. Ну и диафрагма, которая работает ровно по тому же принципу что и радужная оболочка глаза. Когда света много, зрачки сужаются. Если освещение слабое, зрачки = диафрагма объектива раскрывается, чтобы захватить как можно больше света.

В мире серьёзной фототехники светосила напрямую влияет на глубину резкости. Чем светосила выше (f/1.6), тем меньше глубина резкости. И чем светосила ниже (скажем, f/4.0), тем больше глубина резкости. Я объясню наглядно.

На левой картинке в фокусе всего лишь пара сантиметров. Остальные объекты, что перед носом человека и за бровями: уши, волосы и тем более позади стоящие предметы — все они будут размыты.

Второе изображение снято, когда «дырка» объектива заметно уже, а значит и светосила ниже — f/4.0. И чем она ниже, тем больше глубина резкости — то самое расстояние, что в фокусе. В данном случае это вся голова от кончика носа до макушки человека. Однако предметы позади всё равно будут размыты, ибо f/4.0 — это средний уровень светосилы.

Глубина резкости — это что

Если же сузить отверстие объектива ещё сильнее, скажем, до f/16, то в фокусе окажутся вообще все предметы, что есть на фото. В расстоянии это могут быть десятки, а то и сотни метров.

Кстати, то самое размытие фона именуется боке. Да, именно так и пишется, я не ошибся. Боке может быть разным — например, однородным и плотным, как туман. А может быть зернистыми, спиральными и так далее. Тут уж кто во что горазд — каждый производитель объективов считает красивым и достойным своё видение.

Пример совершенно лютого боке @zakharyak

Почему селфи камера переворачивает фото?

На многих современных смартфонах, заранее установлена функция, которая может привести к тому, что все ваши снимки будут иметь зеркальное отображение. Другими словами, речь идёт о том, что снимки получатся перевернутыми, что может затруднять их восприятие.

Не стоит объяснять, что искажение любого изображения, может привести к тому, что человек перестанет адекватно оценивать реальность, которая очень важна для нашего мышления, имеющего определённого рода специфику.

Итак, теперь мы знаем ответ, на вопрос о том, почему селфи камера переворачивает фото. Происходит это потому что производители заранее устанавливают подобную функцию на ваш девайс.

Как убрать переворот камеры в селфи камере?

Для того чтобы исправить такое положение дел, вам потребуется следовать нехитрому алгоритму, который доступен практически на всех умных устройствах. Исключение могут представлять только некоторые модели iPhone.

Прежде всего, вам необходимо войти в вашу фронтальную камеру, в которой, по-нашему предположению, у вас на данный включен фронтальный режим. Если говорить конкретно, то именно этот режим способен изменять изображение, которое вы получаете при осуществлении селфи.

У каждой фронтальной камеры существует свое собственное меню, которое, чаще всего, располагается в верхней левой части панели.

Зеркальный режим в селфи камере

Если приглядеться повнимательнее, то становится понятным, что у опции «Фронтальная камера», у вас может гореть зеленая кнопка, что означает, что на вашем смартфоне включен зеркальный режим.

Теперь для того чтобы исправить возникшую проблему, вам нужно будет отжать данную кнопку. В результате, высветится новая запись, которая будет свидетельствовать о том, что ваш фронтальный режим, отвечающий за зеркальное изображение, отключен.

А это значит, что теперь все фотографии, которые вы будете получать посредством селфи, будут отображаться в привычном для человеческого восприятия виде.

Справедливости ради, стоит отметить, что существуют определённые трудности с отключением подобного режима на айфонах, в которых подобный режим установлен изначально при производстве. Поэтому об этом нужно помнить, перед тем, как вы вложите деньги в тот или иной девайс.

Но не все смартфоны поддерживают функцию настройки отображения изображения.

obzorsystem.ru

Выдержка — повелитель времени

Следующий важный элемент  экспозиции – выдержка. Это отрезок времени, в течении которого будет открыт затвор при нажатии на кнопку спуска. Если диафрагма ограничивает свет сужением площади, через которую он может пройти, то выдержка ограничивает его по времени. Казалось бы всё просто, настраиваем выдержку и диафрагму для попадания нужного количества света и всё. Но, при одном и том же количестве света и разных пропорциях диафрагмы и выдержки, результат на фото будет разным. Выдержка, так же как и диафрагма, влияет на изображение в кадре. Она обладает эффектом «заморозки». При короткой выдержке струя воды будет застывшей и вы сможете разглядеть каждую каплю, а при длинной струя будет гладко смазана и больше похожа на туман, чем на воду.

Водопад на длинной выдержке

Выдержка измеряется в секундах. Она обозначается так: 1 — это секунда, 2 — это две секунды, 1/125 — это одна сто двадцать пятая секунды и т. д. Чем значение меньше, тем короче выдержка.

Значение диафрагмы в съемке портретов

Размытый фон

Большое открытие диафрагмы, в пределах значений f/4 или f/2.8 создает малую глубину резкости, а значит, изображение будет максимально четким только в точках, на которых сфокусировался фотоаппарат. Фон в такой фотографии будет размытым. Пытаясь добиться боке в фотографии, фокусируйтесь на глазах, иначе кадр будет казаться нерезким.

Золотая середина

Апертура в районе f/8 поможет достичь оптимального результата. Такая диафрагма поможет создать ощущение отделения фона и объекты съемки, но при этом фон не будет сильно размыт. При съемке с хорошим освещением такая диафрагма может быть отличным выбором.

Максимально четкий кадр

Для создания максимально резкого изображения необходимо сделать диафрагму узкой, а значит, увеличить численное значение апертуры, примерно до f/22. Четкий фон необходим при съемке пейзажей, и фотографы не всегда предпочитают такой тип съемки в портретной фотографии. Чтобы создать фотографию с четким фоном необходимо установить относительно длинную выдержку, а значит, вам, скорее всего, пригодится штатив во избежание смазанности кадра. Можно увеличить светочувствительность ISO, но в этом случае есть большой риск возникновения шума.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SMART
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: